Отречение Петра


На тему прощения ближнего сказано не мало. Думаю, каждый знает, что Библия призывает нас прощать обидчика и не мстить за себя. На практике дается это не легко. Даже если мы и прощаем того, кто сильно нас подвел, предал или обидел, на душе остается осадок, отношения прекращаются или между людьми выстраивается стена недоверия. Иногда мы готовы простить, но перед этим высказываем обидчику всё, что о нем думаем, в деталях, нравоучительным тоном «рассказывая» ему, какого его истинное лицо. Полив человека грязью, приведя обоснованные аргументы, мы готовы вздохнуть спокойно и простить.

С кого брать пример в вопросе прощения? Давайте взглянем на Христа. Посмотрим, какие были последние слова Иисуса в адрес Петра, перед тем, как тот трижды отрекся от Него, как у них складывались отношения перед распятием Христа. А затем прочитаем слова Иисуса в адрес Петра при первой их встрече после воскресения Христа. Как Иисус вел себя с предателем, что же сказал ему, как планировал дальше выстраивать отношения?

Итак, Гефсиманский сад. Иисус скорбит, ужасается в ожидании мучительной смерти и умоляет Бога Отца избавить Его, если возможно, от такой участи. Всё, о чем Иисус глубокой ночью просит Петра, Иакова и Иоанна — не спать и быть рядом, пока Он молится. Но ученики Иисуса уснули. Иисус будит Петра и снова просит его:

«Симон [Петр]! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь». (Мк. 14:37-38)

Возвратившись к своим ученикам после второй молитвы, Иисус снова находит их спящими. Он снова их будит и отходит молиться в третий раз. По возвращении наблюдает всё ту же картину. На этом диалог Иисуса и Петра заканчивается. Иисус в ярости? Нападает и отчитывает своих учеников, пытаясь разбудить их совесть? Нет. Он эту тему не обсуждает, а смиренно ожидает прихода предателя Иуды. Всё усложняется тем, что Иисус заранее знал, что Петр трижды отречется от Него, и, зная это, до момента земного расставания не менял своего отношения к Петру.

Как ранее и сказал Иисус Петру, тот отрекся от Него трижды, прежде чем петух пропел дважды. В момент пения петуха Петр расплакался, что можно расценивать как раскаяние. О том, что страх перед собственной смертью взял верх, говорить уже было некому. Просить прощения невозможно, так как Иисуса повели на Голгофу.

Прошло три дня и воскресший Иисус возвратился к своим ученикам. Самое время высказать Петру всё, что Он думает по поводу его предательского поступка. Представьте, три года рядом с вами находится верный друг, который разделяет с вами пищу и ночлег, но когда вам понадобилась помощь и поддержка, этот человек говорит окружающим, что понятия не имеет кто вы и знать вас не знает. Удержаться от самосуда сложно, так и хочется преподнести урок такому другу.

Но Иисус вопрос прощения решил следующим образом. Когда Он третий раз явился своим ученикам после распятия, то решил поговорить именно с Петром. Иисус трижды в процессе общения со своими учениками задает ему один и тот же вопрос:

«Симон Ионин {Петр}! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21:15)

Петр ответил Иисусу трижды:

«Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». (Ин. 21:15)

Логично предположить, что Иисус без слов намекнул Петру о его предательстве: тот трижды отрекся от Христа, Иисус же трижды спрашивает Петра о его любви к Нему. Но делает Он это не для того, чтобы начать длительный диалог о том, как подло поступил Петр. Иисус таким образом дает Петру возможность раскаяться и попросить прощение снова без лишних слов.

Когда начинается диалог между обиженным человеком и обидчиком, мы, как правило, переполняем его причинами, оправданиями, оскорблениями. Словесный поток просто льется ручьем. Иисус же показывает пример того, что не нужно заниматься пустословием, многословием и сквернословием. Этот любимый людьми этап выяснения отношений необходимо оставить и предоставить Богу судить ситуацию и ее участников.

После того, как Петр трижды отвечает на вопрос Иисуса, тот, без всяких комментариев, дает ему великое поручение:

«Паси агнцев Моих… Иди за Мною». (Ин. 21:15, Ин. 21:19)

Другими словами, Иисус просит Петра, который еще три дня назад был далек от «образца для подражания», идти и учить людей Слову Божьему. Иисус не цепляется за прошлое Петра, а смотрит в его будущее.

Думаю, модель прощения понятна: задача обиженного или преданного — простить и не использовать ответных нападений: ни словесных, ни в поступках. Пассивность в такой ситуации — это решение позволить Богу разрешить ситуацию. Когда хочется вершить самосуд, стоит вспомнить слова апостола Павла:

«Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев». (1 Кор. 6:7)

+