Воскрешение Лазаря


Господь Иисус Христос совершил множество чудес для израильского народа, чтобы тот смог уверовать в пришедшего Мессию. Одним из самых значительных событий, произошедших на глазах иудеев, стало воскрешение Лазаря. Лазарь бал родом из Вифании, он был братом Марии и Марфы. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус любил их, а потому Его сразу
оповестили о болезни. Однако Господь не торопился прибыть в их дом, а, как написано, «пробыл два дня на том месте, где находился» (Ин.11:6). Промедление же это было намеренным, чтобы затем явить силу воскрешения уже умершего человека.

Карл Блох изобразил сакральный момент возвращения к жизни мертвого Лазаря. Христос стоит у входа в пещеру, камень, закрывавший его, отодвинут в сторону. Возле Иисуса, по обыкновению, столпились люди: Марфа и Мария,
ученики и просто люди, пришедшие увидеть чудо, – все наблюдают, как из гробницы выходит Лазарь, завернутый в пелена. Господь протягивает ему руку, чтобы помочь ступать, так как лицо его тоже закрыто.

Сцена воскрешения показывает Христа и как всемогущего Бога, и как человека – евангелист не раз подчеркивает, что Иисус испытывал человеческие чувства и эмоции по отношению к умершему. Художник также обращает внимание на выражение лица Спасителя – оно преисполнено сострадания и любви. Сын Божий, вернув к жизни ушедшего Лазаря, напоминает людям, что Он есть источник жизни, жизни вечной, проистекающей от Самого Творца.

История создания

Произведение Карла Блоха, отражающее чудо воскрешения Лазаря, совершенное Господом, яляется частью самого масштабного проекта за всю творческую деятельность мастера. В 1865 году он начал цикл картин (всего их было 23), которые затем украсили молитвенный зал королевского дворца Фредериксборг. Художник работал по заказу датского предпринимателя и мецената Я. К. Якобсена, который оплачивал восстановление здания после пожара. Это был поистине подвиг живописца, на завершение всей работы у него ушло целых четырнадцать лет. Полотна были написаны по основным моментам из жизни Христа и охватывали весь Его земной путь от рождения и до крестной смерти.

До сих пор эти картины можно наблюдать во дворце, они так и остались достоянием Дании, родины Карла Блоха. Шедевральные произведения послужили основанием считать автора одним из лучших художников, когда-либо изображающих события из истории Иисуса Христа. Кажется, что именно в этих иллюстрациях и находилось главное предназначение живописца, которому он посвятил немалую часть своих трудов.

Отношение автора к вере

Несмотря на то, что Карл Блох в своём творчестве обращался к различным жанрам и сюжетам, писал картины на повседневные сцены, принимал заказы на портреты, всё же главным направлением его деятельности была религиозная живопись. Художник расписывал внутреннюю часть храмов, создавал отдельные произведения на основе Писания. Но главным делом его жизни считается проект из 23-х полотен, изображающих различные эпизоды из Евангелия о жизни Иисуса Христа.

Именно на протяжении тех четырнадцати лет, во время которых Блох усердно работал над картинами, происходил внутренний поиск Бога в сердце мастера. Кажется, он лично проживает все моменты, связанные с земным путём Господа. Христос становится путеводной звездой для художника. В Нём он обретает успокоение от мирских забот. Столь искренние и проникновенные произведения о Спасителе подвластны лишь тому, чья вера в Него глубока и крепка. Об этом говорят и слова Ганса Христиана Андерсена, обращенные к Блоху: «Что Бог создал на твердой скале, не будет отметено!». Карл Блох считается одним из лучших живописцев, которые когда-либо иллюстрировали события из жизни Христа.

Биография

Карл Генрих Блох появился на свет 23 мая 1834 года в семье, совершенно далёкой от мира искусства. Его отец успешно занимался торговлей, а мать во всём поддерживала супруга. Своему сыну они прочили будущее морского офицера, что должно было принести ему обеспеченность и твердое положение в обществе. Однако маленький Карл был с детства увлечен рисованием и уже тогда мечтал стать известным художником. Вопреки воле родителей он поступил в Королевскую Датскую Академию искусств в 1855 году, где обучался живописи под руководством Вильгельма Марстранда. Врождённый талант, а также трудолюбие и усердие молодого художника принесли свои плоды.

Будучи студентом, он принимал участие в различных выставках, а в его работах преобладали бытовые и пасторальные сюжеты. В 1859 году Карл Блох был награждён грантом от Академии, который он использовал для заграничных поездок с целью совершенствования мастерства. Блох посетил Францию, Голландию и Италию, где знакомился с творчеством выдающихся мастеров. Особое влияние оказали на него работы Рембрандта, у которого он заимствовал определенный драматизм сюжетов и игру светотени. Находясь в Италии, художник уделял внимание мифологической живописи. Его картина «Освобождённый Прометей» (1865 г.) принесла К. Блоху признание и популярность.

Вернувшись на родину, живописец принял участие в росписи церемониального зала Копенгагенского университета, а затем, часовни дворца Фредериксборг. В этот период Карл Блох создал 23 картины со сценами из жизни Христа, которыми до сих пор приезжают полюбоваться начинающие художники, чтобы его вдохновиться техникой исполнения. Блоху принадлежит также роспись восьми алтарей в часовне.

Находясь в Риме, К. Блох сочетался браком с Альмой Трепка, которая родила ему восемь детей. Казалось бы, жизнь художника была полной чашей: любимая семья, успешная творческая деятельность, многочисленные заказы и возможность реализации себя через искусство. Однако в 1886 году неожиданно скончалась супруга Блоха, что очень повлияло на его состояние. Он пережил свою жену всего на четыре года. Его не стало 22 февраля 1890 года. До сих пор он считается одним из выдающихся и признанных мастеров не только в Дании, но и во всём мире.

+