- Сайт:
- Прикосновение к Истории.
Дни памяти: 1/14 марта, 21 мая /3 июня (Собор Уфимских святых)
МИР СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЕТСЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ, И ПЕРЕМЕНАМ ЭТИМ НЕТ КОНЦА. НО ЕСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ НЕИЗМЕНЯЕМОЕ, ВЕЧНОЕ. ЭТО — ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ, ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ И ЛЮДИ, ЕЕ ИСПОВЕДУЮЩИЕ. МЫ ЗНАЕМ СВЯТЫХ ЖЕН ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА, СТАВШИХ ЖИВЫМ ВОПЛОЩЕНИЕМ ЕВАНГЕАИЯ. СЕГОДНЯ ЖЕ ИМЕННО В РОССИИ НЕПРЕРЫВНО ПОПОЛНЯЕТСЯ СОНМ СВЯТЫХ ЖЕН, ПРИ ЖИЗНИ РЕВНОСТНО И ПЛАМЕННО СЛУЖИВШИХ БОГУ. ОДНА ИЗ НИХ — СВЯТАЯ СТАРИЦА ЗОСИМА ЭННАТСКАЯ. ДО НАС ДОШЕА ЕДИНСТВЕННЫЙ ЕЕ ПОРТРЕТ, НА НЕМ СТАРИЦА-ИГУМЕНЬЯ, ПРОЖИВШАЯ НА ЗЕМЛЕ 115 ЛЕТ, СИДИТ С ПОСОХОМ И ЧЕТКАМИ В РУКАХ, СМОТРИТ СТРОГО И СЕРЬЕЗНО, НО С ТАКОЙ ЛЮБОВЬЮ… ВО ВЗГАЯДЕ — РЕШИМОСТЬ И ВОЛЯ. ИЗ ЖИТИЯ СТАРИЦЫ ИЗВЕСТНО, ЧТО ОНА ИСЦЕЛЯАА СТРАЖДУЩИХ ОТ ЛЮТЫХ НЕДУГОВ, ЗАПРЕЩАЛА ДУХАМ ЗЛОБЫ МУЧИТЬ ЛЮДЕЙ. МЫ ПОЗНА-КОМИМ ЧИТАТЕЛЯ С ЭТОЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ СВЯТОЙ БАШКИРСКОЙ ЗЕМЛИ.
Евдокия Яковлевна Суханова родилась 1 марта 1820 года в селе Сенцовка Оренбургской губернии в крестьянской семье. Верующие родители воспитывали дочь в вере и благочестии, девочка с детства была кроткой, трудолюбивой, любила молитву и с юных лет желала посвятить себя Богу. Но родители настояли на том, чтобы Евдокия вышла замуж, и выдали ее за богобоязненного, небогатого молодого человека. Вскоре у молодых супругов родился сын. Спустя годы муж Евдокии погиб на русско-турецкой войне, а сын погиб на охоте. Потеряв самых дорогих ей людей, Евдокия решила уйти в монастырь. Интересен тот факт, что оставшаяся вдовой невестка позже стала келейницей старицы и не покинула ее до самой кончины. Она не приняла постриг, но всегда была рядом с матушкой.
Свой иноческий путь Евдокия начала в Эннатском Покровском монастыре, приняв постриг в мантию с именем Евникия.
Монастырь этот располагался на территории Стерлитамакского кантона, входившего в состав Уфимской епархии, и был создай стараниями поме-щиков Дмитрия и Софьи Эннатских. Благочестивые супруги, приехав в эти места в конце XIX века, были восхищены их красотой и решили построить здесь храм в честь святителя Николая Чудотворца, сначала деревянный. Там же было учреждено создание женской общины. В феврале 1898 года община была обращена в женский общежительный монастырь, торжественно открытый в сентябре того же года епископом Иустином (Полянским).
Уже после смерти Дмитрия Эннатского, в 1900 году, Софья решила здесь построить великолепный Покровский собор, возведение которого завершилось к самому началу XX века. Ныне собор восстановлен и является жемчужиной Уфимской епархии.
В Покрово-Эннатском монастыре до революции проживало более трехсот сестер. На обширной территории обители располагался чудесный сад с плодовыми деревьями, росли кусты смородины и малины. На участке леса, называемом сестрами «Малинкой», держали улья с пчелами, были у монастыря свои пекарня и мастерские, из которых особенно славились швейные. В 1912-1917 годы настоятельницей монастыря была игумения Антонина, а последней его настоятельницей стала матушка Зосима.
Известно, что матушка Евникия (до принятия великой схимы с именем Зосима) пешком неоднократно ходила через Турцию в Иерусалим. Последний раз она была на Святой Земле в 1912 году. В одно из таких паломничеств Иерусалимский патриарх подарил ей посох, который сейчас хранится в раке с ее мощами. А однажды, когда она шла по одной из улиц Святого Города, ее, маленькую и сухонькую старушку, под-хватил на руки какой-то огромного роста юродивый в одной повязке на бедрах и воскликнул: «Зосимия, Зосимия, Зосимия! Тебя в схиму будет постригать Андрюша Уфимский, князь Ухтомский!»
Матушка очень любила уединение и тишину и непрестанно молилась. Из жизнеописания святой известно, что во время своего пребывания в монасты-ре святая Зосима нашла источник, у которого творила молитву. Позже старица многих страждущих благословляла брать воду из него. После посещения источника многие люди получали исцеление от тяжелых недугов. Впоследствии вблизи источника был устроен скит в честь Святой Троицы с часовней и пчельником.
«Вода из источника, который она ископала, целебная, — рассказывает архимандрит Покрово-Эннатского монастыря отец Николай (Чернышов). -Самое интересное, что больше исцелений получают мусульмане. Но, может быть, это оттого, что православные паломники приехали-уехали, мы и не знаем, что произошло дальше, а люди, живущие здесь, возвращаются в монастырь и рассказывают о благодатной помощи, которую получили». Теперь в День Святого Духа каждый год от монастыря до святого источника совершается крестный ход, в котором уча-ствуют более 1500 человек.
Во время гонений на Святую Церковь, приблизительно в 1919 году, матушка Евникия приняла великую схиму с именем Зосима. Постриг совер-шил епископ Уфимский и Мензелиновский Андрей (Ухтомский) (пребывал на Уфимской кафедре с декабря 1913 года по 1920 год). С момента принятия схимы и до конца жизни матушка Зосима, по древней монашеской традиции, спала в кипарисовом гробу, привезенном ею в 1912 году из Иерусалима.
В 1920 году Покрово-Эннатский монастырь преобразовали в трудовую коммуну, а в 1923 году и вовсе закрыли, арестовав всех насельниц. Матушку Зосиму не арестовали только потому, что ей было уже за 100 лет.
Вспоминает схиархимандрит Серафим (Томин) (1923-2013 гг.), который очень много сделал для про-славления матушки Зосимы и много рассказывал о ней своей пастве со слезами на глазах: «Когда монастырь закрыли, сотрудники ГПУ прямо в гробу повезли ее по селам. Везут, начальник ГПУ ругается: "Такая-сякая! Возись еще с ней!" А матушка ему гово-рит: "Что ты меня ругаешь, я в гробу лежу, никуда не денусь. А ты, сынок, беги скорее домой. Сейчас твоя жена пошла за водой с коромыслом, упала и умерла!" Он со злобою в ответ: "Ты что городишь, я только вот пришел из дома, ничего там не случилось!" Однако его товарищ настоял: "Ты все-таки сбе-гай домой, посмотри!" И действительно, жена его как несла воду, так и упала на пороге, лежит бездыханная в луже рядом с ведрами».
После закрытия монастыря матушка Зосима поселилась в селе Ново-Архангеловка, в маленькой кел-лии, построенной во дворе у одного благочестивого семейства. И потекли, как к источнику живой воды, к ее келлии люди из разных, даже далеких, областей: Уфимской, Челябинской, Самарской, Саратовской… Ночью она молилась, а днем принимала людей. Ей был дан от Бога дар исцеления тяжелейших болез-ней, изгнания из людей нечистых духов. По молитвам подвижницы исцелялись безнадежно больные люди, многие, не имевшие возможности передвигаться самостоятельно, уходили от нее сами.
Из воспоминаний схиархимандрита Серафима (Томина): «Я родился в 1923 году в бедной крестьянской семье в селе Бараково Шарлыкского района Оренбургской области. Был первым сыном своих родителей — Константина Аеонтьевича и Александры Григорьевны Томиных. Мои родители рассказывали, что мама заболела грудницей и не могла кормить меня грудью. Кормили искусственно — был такой специаль-ный рожок, через него мне давали молоко и каши. Не брал грудь и у других кормилиц, плакал и выпле-вывал. Когда прорезались зубки, стали мне давать птичье мясо, но я и его не мог принимать, с плачем выплевывая.
Мои Сайты
Мои Сайты
Мои Сайты
Мои Сайты