Картины из журналов — Религиозные сюжеты



Исцеление дочери Иаира


Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его (Мк. 5:21–24).

Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть (Мк. 5:35–43).


Христос и грешница

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8: 3–11).

Обычно проповедники пропускают этот текст, не произносят на него проповедей, потому что считают, что здесь всё несколько преувеличено. То есть у нас есть блудница, которая является таковой без всякого сомнения, мы это знаем – и затем мы берем закон Моисеев, который гласит, что она должна быть насмерть побита камнями. И в этой притче сокрыт один очень деликатный момент, потому что человеку иногда бывает трудно понять, почему же в Евангелии не произошло этого побивания камнями. Ведь Христос – Законоучитель, это знают о Нем иудеи, Он Пророк, и Он же Сам сказал:

«Не нарушить закон пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17).

Если Ты не пришел нарушить закон, тогда возьми камень и брось в нее первым! Однако Христос наклоняет голову и начинает что-то писать на земле. А знаете, что Он там писал? Евангелие этого не сообщает, но в одном апокрифическом тексте об этом сказано. Вы знаете, что есть такие апокрифические евангелия, которые не являются подлинными: святого апостола Филиппа, святого апостола Петра, они для Церкви не истинны, однако часто содержат информацию, которой нет в четырех Евангелиях. И в одном из таких апокрифов сказано, что же писал Христос.

Вокруг стояли евреи, фарисеи, и Он начал писать на земле их имена, а рядом – имена их любовниц. Как говорят отцы (старец Порфирий), Христос знал эти имена и записывал их. Фарисеи увидели это и пришли в ужас, они недоумевали: «Что же нам теперь делать? Кто ее побьет? Мы, конечно же, грешны, сделали то, что сделали. Но Он, ничего подобного не совершавший, – такой помысл у них был, – может, Он бросит в нее камень?» А Христос отвечал им:

– Кто без греха, пусть первым бросит камень!

Но каждый боится его бросить, потому что тогда Христос напишет и его имя. Понимаете? А с другой стороны, закон есть закон! Что же им теперь делать?

Какой же вывод следует из этой ситуации? Конечно, делается он без слов, Христос этого не говорит: «Закон существует, но вы его не соблюдаете, значит, вам нужно что-то другое, и Я делаю вывод, что вам нужна не смерть, а благодать». Это потрясающее послание. «Вы все – нарушители закона». То есть вывод делается молча, Христос не говорит ничего, обо всем говорит само происшествие: «Вы все попрали закон, все бывшие там. Она для вас – козел отпущения, которого вы выбрали, чтобы избавиться от своих грехов и обеспечить себе алиби, мол, “я соблюдаю закон! у меня, конечно, есть некоторые слабости, но я люблю закон и соблюдаю его!”».

Вы понимаете, какое страшное существо человек? Каким отвратительным он может стать? Христос показывает им, что у них у всех есть проблемы с законом. Тем не менее Он не хватает камень, чтобы бросить в них, не созывает учеников, чтобы велеть им: «Бросайте в них камни, потому что у них такая же проблема!» – а всем прощает и говорит противоположное:

– Всё, больше никто бросать камней не будет!

Тем временем фарисеи пришли в ужас, и им уже, естественно, расхотелось бросать в нее камни. А Христос всё сидел и писал на земле, пока все не разошлись. Уходили же они потому, что кто задерживался, тот видел, как его имя появляется на земле.

Наконец женщина осталась одна, и Христос спрашивает ее:

– Осудил ли тебя кто-нибудь?

– Нет, Господи, никто!

– И Я тебя не осуждаю.

Страницы: 1 2

+