Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

Жизнь и судьба

Княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник-эмальер. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении.

Год рождения 1858 число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга — гимназии Спешневой, которую успешно окончила.

В 16 лет девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она позже. Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что было еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей.

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

Целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже Мария берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов.

Второе замужество

На какой-то дружеской вечеринке ее попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.
Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее «попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами збалованной женщины». Порой ее не понимал и муж. Человек разносторонне образованный, прекрасный музыкант, видный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии лавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1901 Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине.

В 1903 Тенишева не стало, он умер от сердечной болезни, прожив шестьдесят лет. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

Талашкино.Смоленская область.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года толпа пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России. Она была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Тем временем в Смоленске вспомнили о покупках Тенишевой, и появилась статья о «разграблении соборной ризницы». Газетная перебранка перешла-таки в судебное дело. На одном из заседаний Марию Клавдиевну признали виновной «в оскорблении в печати» и подвергли… семи дням домашнего ареста. С показаниями в ее защиту несколько раз выступал Н. К. Рерих.

30 мая 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые».

Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) Мария Клавдиевна подарила большую коллекцию акварелей русских художников.

В 1911 году городская дума Смоленска присвоила звание почетного гражданина М.К. Тенишевой «за пожертвование Московскому Археологическому институту древностей, чтобы музей оставался на вечные времена в Смоленске».

Ей был направлен адрес, в котором говорилось: «Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Мария Клавдиевна. День 30-го мая ознаменовался великим событием в истории нашего города и в истории культурной работы русской женщины — передачей Вами музея русской старины высшему научному учреждению — Московскому Археологическому институту при непременном и счастливом для древнего Смоленска условии — оставлении музея на вечные времена в полной неприкосновенности в городе Смоленске.

Смоленск, богатый памятниками русской старины и военными доблестями прошлого, являет собой в настоящее время живое свидетельство глубокой древности, оживотворяется еще сильнее, еще ярче, получив от Вас, Ваше Сиятельство, с глубокой исторической благодарностью Ваш великодушный дар — неоцененные сокровища музея, собранные Вами неутомимым трудом и достойными глубокого удивления терпением и энергией и вверенные ныне Вами просвещенному руководительству Московского Археологического института.

Страницы: 1 2 3

+